?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
По какой церковной традиции мы живём?
Сева Новгородцев, БибиСева, Seva Novgorodsev, BBC, Би-би-си
seva_bbc

Я родился и рос в Ленинграде, Петербурге, Питере. Много раз гулял у Исаакиевского собора. На фронтоне собора есть надпись —“Храм мой храм молитвы наречется”.

Это — цитата из евангелия.

Картина И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,— дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников. (Мф 21: 12-13)

На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны заколоть пасхальных агнцев и принести жертвы Богу. В храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего для жертвоприношений. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались только еврейскими шекелями.

Пасха у евреев празднуется в честь исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу.

В прошлом году я ездил в Израиль на фестиваль. Там мне знающие экскурсоводы показали и рассказали, как все происходило в те времена. Пасха была едва не главным праздником. Съезжались отовсюду, прибывали из всяких дальних земель. Маленький Иерусалим с его узкими улочками забивали десятки, сотни тысяч паломников. Римские власти, опасаясь беспорядков, в такие дни усиливали охрану.

Теперь представьте, что в такой торжественный и святой день в храм, освященный тысячелетней традицией, врывается некто, переворачивает столы, бьет кнутом торгующих.

С нашей, современной точки зрения это — деяние вполне подпадающее под статью 213 Уголовного кодекса.

Этот поступок Иисуса — одна из основ христианства. Смысл его — очищение молитвенного дома от торговли — истолковали гораздо позже, но для современников, скорее всего, это было антиобщественным деянием и посягательством на святость храма.

Историю эту мы знаем из Евангелия.

У иудеев версия вообще другая. Храм жил своей жизнью, установленной законами Торы и освященной тысячелетней традицией. Эти законы тщательно соблюдались. Многочисленные паломники, заполнявшие Храм с утра и до позднего вечера, направлялись бдительной храмовой стражей по установленному пути.

Стража встречала каждого у ворот и давала точные указания, куда и как ему пройти, чтобы не нарушить святость места: с жертвой из животных — по одному пути, к жертвеннику, с денежным приношением — к сокровищнице. Запрещалось входить на территорию Храма с кошельком и с обычными “повседневными” деньгами.

На территорию Храма приносили только пожертвования и приводили животных, предназначенных для жертвоприношения. Вся предварительная деятельность была вынесена за пределы Храма. Жертвенных животных продавали и покупали на Овечьем рынке, около Овечьих ворот, на северо-запад от башни Антония.

В Храме царила торжественная тишина, нарушаемая только ритуальными возгласами священников и молитвами паломников. Любой нарушитель был бы тотчас же схвачен храмовой стражей и примерно наказан. Немыслимо, чтобы кто-то мог бичом наводить на территории Храма свои порядки и выгонять кого бы то ни было. (Конец цитаты)

Даже не понятно — по какой традиции у нас-то все устроено.

По какой церковной традиции мы живём?


  • 1
Крестили меня в 1976 году в Риме, в протестантской церкви, в мраморном бассейне, с полным погружением. Обряд совершал американский священник Джоель, которому я помогал в работе с нашими эмигрантами.

  • 1